Биография Роберта Боша
Есть бренды, которые не нуждаются в представлении, в рекламе, в рекомендациях. Достаточно просто произнести имя. Например: Bosch. Robert Bosch. Этим всё сказано.
Сентябрьским вечером 1861-го года счастливый немецкий крестьянин радовался рождению сына и мечтал о том, что его отпрыск уже не будет копаться в земле. Зачем, если отец достаточно зажиточен, чтобы обеспечить маленькому Роберту Августу достойное воспитание и образование? И когда придёт время, сын Боша наденет мантию кюре или станет аптекарем, а может, учителем. Словом, выйдет в люди и будет уважаемым человеком. Старина Бош — уважаемый соседями трудяга, исправно посещающий кирху и чтящий традиции предков, даже и представить не мог, что его сын посмеет ослушаться воли отца.
Впрочем, Роберт Август Бош не стал бродягой или пьянчужкой-позором семьи. Он в самом деле получил достойное образование и стал уважаемым человеком. Только вот ни служба в церкви, ни приготовление микстур, ни проверка правописания шалопаев не привлекли его внимания. Роберт с детства увлекался разного рода механизмами, сперва разбирая-собирая, ремонтируя и совершенствуя чужие, а потом — придумывая свои.
Страсть младшего Боша к технике была столь велика, а талант конструктора столь неуемен, что Роберт уже в 25 лет открывает «Мастерскую точной механики и электротехники», которой он дает свое имя — Robert Bosch.
Первый успех
Поначалу мастерская выполняла заказы на установку, наладку и ремонт любого технического оборудования. В те времена разнообразие техники было невелико, но специалистов, способных разобраться с хитроумными по тем меркам механизмами, и того меньше. Словом, Бош и его коллеги не сидели без работы, а вырученных средств вполне хватало на оплату аренды цеха и сносное существование.
Но уже через год мастерская получила заказ на изготовление первого своего магнето — магнитоэлектрического низковольтного генератора. Качество выполненной работы было столь высоко, что заказы на магнето Bosch стали поступать один за другим.
Сегодня редко можно увидеть водителя, запускающего свой автомобиль с помощью «кривого» стартера из-за «севшего» аккумулятора. Нет необходимости на современных мотоциклах резко бить ногой по педали, чтобы взревел мотор. И тракторы, которые приходилось заводить с помощью рывка дроссельного троса, так же ушли в прошлое. Сегодня первую, стартовую искру дает аккумулятор. Тогда же, более века назад, с помощью магнето запускался любой двигатель внутреннего сгорания. И даже после появления аккумуляторных батарей и электростартеров, магнето долго, до конца 60-годов прошлого века, использовалось на мотоциклах, на пропеллерных самолетах и тяжелой технике — тех же тракторах, к примеру.
Роберт Бош, обладая даром конструктора и талантом изобретателя, приветствующий всё новое в технике и электромеханике, не мог обойти вниманием факт рождения автомобиля. Занимаясь изготовлением магнето для стационарных механизмов, Бош параллельно разрабатывал и испытывал генераторы для самоходных колясок.
Уже в 1897 году Роберт протестировал свое магнето на трехколесном велосипеде с мотором. Он заменил стандартную систему зажигания французского трицикла De Dion Bouton, которая работала со сбоями, особенно при увеличении скорости. Первые же испытания привели изобретателя в восторг, и он самолично лихо раскатывал по улицам Штутгарта, то ускоряясь до 50 километров, то поднимаясь в горку. Ему было чем гордиться: его магнето одинаково бесперебойно работало и при ста разрядах в минуту, и при шестиста, в то время как прежняя система зажигания и при спокойной-то езде могла отказать в любой момент, а уж с увеличением оборотов и вовсе не справлялась со своей задачей. Результат трудов Роберт Бош представил великому Готлибу Даймлеру и его партнеру Вильгельму Майбаху, двумя годами ранее запустившим в производство первые «самодвижущихся кареты». Именно с этого момента история Robert Bosch неразрывно связана с автомобильной техникой.
Начиная с 1898 года Robert Bosch начал осваивать рынки сбыта вне Германии, открывая во всём мире торговые представительства. Спрос на продукцию мастерской был столь велик, что Бошу явно было маловато одного цеха. И в 1900 году он купил дом с садом, где спустя год разместилась его первая фабрика — фабрика Robert Bosch. Но и этого вскоре оказалось недостаточно, и фабрика все время расширялась, наращивая производственные мощности. Магнето Боша ставят на свои авто почти все германские производители, начиняя от Бенца и Даймлера; они устанавливаются на французские, английские, итальянские машины; а за океаном, в Детройте готовится покорить мир еще не ставший великим Форд.
Зажигательная революция
Начав с французского трицикла, Роберт Бош продолжил самостоятельные разработки новых систем зажигания. Действующие на тот момент были слишком ненадежны. То, что они перегревали сами двигатели, требуя длительных перерывов в работе, — полбеды: пламя из выхлопной трубы нередко поджигало всё, что под нее попадало, включая и саму самоходную коляску.
Эксперименты Боша по созданию новой системы закончились революцией в автомобилестроении: в 1902-м он изобрел магнето высокого напряжения, которое воспламеняло горючую смесь в двигателе при помощи свечи зажигания. Собственно, свеча Bosch — это и был тот маленький элемент, без которого сегодня невозможно представить автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Мало того, что применение свечей зажигания снимало вопрос безопасности и перегрева моторов. Благодаря изобретению Боша двигатели могли существенно увеличивать мощность и скорость, впервые перешагнув порог в 1000 оборотов в минуту! Одновременно новая система позволяла делать двигатели всё меньше и дешевле без ущерба его возможностям. Маленькая штучка с керамическим изолятором, размером с палец произвела настоящий фурор: производители авто ринулись оснащать свои машины системами зажигания Bosch. Если до магнето высокого напряжения компания Robert Bosch была в лидерах, то отныне она вырвалась вперед на несколько корпусов.
Bosch изобретает 8-часовой рабочий день
Кстати, о гонках… Что может быть лучшей рекламой, чем победа авто в сумасшедших заездах? Особенно, если это победа «красного дьявола» — рыжеволосого любимца публики, гонщика Камиллы Женатзи, выигравшего в 1903 году гонку Гордона Беннета в Ирландии. Он обошел соперников на Мерседесе HP, оборудованном системой зажигания Bosch, которая ни разу не дала сбоев в отличие от генераторов других фирм.
В 1906-м компания Боша произвела 100-тысячный высоковольтный магнето D6 — больше, чем любой другой конкурент в Европе. D6 продавался во всём мире, пользуясь безусловным успехом у производителей транспорта. Роберту Бошу, получающему заказы на миллион североамериканских долларов в год, окончательно стало тесно в границах Германии. Франция и Британия, Бельгия и Италия, США и Южная Америка — всё новые и новые цеха и фабрики Robert Bosch открывались в мире. Даже если бы мощностей германских фабрик Боша хватило на удовлетворение спроса, экспорт систем зажигания значительно увеличивал стоимость. Намного дешевле было строить цеха в разных странах. Что, собственно, Роберт Бош и делал.
Экономический успех компании Bosch был столь ощутимым, что в том же 1906-м Роберт Бош — первым среди фабрикантов — ввел для своих рабочих и служащих двухсменный 8-часовой рабочий день. И это вовсе не было блажью промышленника. Хотя Бош мог и хотел себе это позволить, основная причина все же — целесообразность. Сборка сложных агрегатов требовала предельного внимания, невозможного без полноценного отдыха. А ведь именно за качество ценилась продукция под маркой Bosch. И репутацией своей основатель компании дорожил больше, чем заработанным состоянием. «Лучше потерять деньги, чем доверие», — этот девиз Роберта Боша был и остается главным для всех его сотрудников.
Обеспечение качества требует регулярных проверок. В компании Боша, в том числе, практиковались испытания продукции не только конструкторами, но и директорами компании, включая самого основателя. Роберт Бош сам неоднократно выезжал на испытания двигателей, работавших на его магнето, то на проселочные дороги Лотарингии, то в альпийское предгорье Австрии, то на песчаный балтийский берег Пруссии.
К 1910-му году Robert Bosch стал первой компанией, которая обеспечивала полное оснащение автомобилей электрооборудованием — начиная от генератора и свечей зажигания и заканчивая фарами и рожком, предупреждающим зазевавшихся пешеходов о приближающемся авто. По сути, компания была со-производителем большинства европейских и американских автомобилей.
Инженерно-конструкторская мысль не стояла на месте. В 1914-м году компания Robert Bosch изобрела и выпустила первый электрический стартер. На смену эпохе магнето, запускаемому с «толчка», приходила эпоха аккумуляторных схем. До этого водителю нужно было заводить авто вручную с помощью кривоколенного рычага. Процедура требовала не только определенных физических усилий, но и осторожности, так как можно было легко получить травму при отдаче. Электростартер же кардинально изменил сам подход к системе зажигания. Открывались потрясающие перспективы…
Военный кризис
Но… первая мировая поставила крест на планах. Во всяком случае, так могло показаться после того, как Бош с начала войны лишился своих офисов и фабрик в Британии, Франции, США и других странах, воевавших против Германии… Потом, спустя годы, а то и десятилетия, часть зарубежных предприятий Bosch вернулась в большое семейство. Одни — благодаря джентльменскому соглашению с партнёрами. Другие же были отсужены в результате многолетних тяжб.
Казалось бы — урон, нанесенный европейской войной империи Роберта Боша, должен был уничтожить ее на корню. А тут ещё и германская революция 1918-го, унизительный для родины Роберта Августа мир…
Но гений остается гением в любой ситуации. Ещё не заросли травой окопы, как в 1921-м в Берлине прошла выставка автомобильной техники, на которой Роберт Бош представил новый автомобильный рожок — клаксон Bosch, который произвел фурор и стал сенсацией автомобильного мира тех лет. Спустя менее двух лет Bosch изготовил и продал более 100 тысяч клаксонов. А само название стало символом сигнала звукового рожка для авто.
В 1922-м компания Robert Bosch запустила производство аккумуляторных батарей для транспортных средств — неизменного с тех пор элемента системы зажигания.
Хотя прежнего расцвета в послевоенном мире достичь было гораздо сложней — конкурировать порой приходилось с бывшими собственными фабриками — компания Robert Bosch всё-таки возродилась. В 1926-м поступили в продажу стеклоочистители Bosch, которые впервые могли использоваться с одинаковой эффективностью в течение долгого времени. В 1927 году были изготовлены первые образцы системы зажигания для двигателей, работающих на дизельном топливе, которые на десятилетия стали стандартом во всем мире. В 1930-м Robert Bosch выпустил авторадио Blaupunkt, надолго ставшее популярным среди автомобилистов, и первые противотуманные фары.
Однако в конце 20-х годов Роберт Бош — во многом из-за экономического кризиса в октябре 1929-го — принял историческое решение: компания не больше не будет ориентироваться исключительно на транспорт — в ее цехах можно производить всё, что угодно — пусть даже это будут газовые колонки или машинки для стрижки волос. Фабрики Robert Bosch принялись выпускать холодильники и обогреватели, кухонные комбайны и бритвенные машинки, электродрели и перфораторы, проигрыватели и радиоприемники.
А в 1933 году Роберт Бош потрясает весь мир, разработав первый бытовой холодильник для дома. Свое детище Бош представил на весенней выставке в Лейпциге, и с этого момента синонимом слова «холодильник» в Европе является лексическая единица «Бош».
С этого момента началось формирование корпорации в том виде, в каком ее знают сегодня во всем мире. И, наверное, далее достаточно было бы просто перечислить изобретения компании Robert Bosch в хронологическом порядке. Если бы не вторая мировая война.
История повторилась: в 40-х, как и двадцать лет до этого, компания Роберта Боша потеряла многие зарубежные филиалы и фабрики, лишилась рынков сбыта продукции. Да и несколько лет эхо поражения Германии не позволяло компании Robert Bosch восстановить былое величие. Но, как и после первой мировой, компания Bosch сумела не только возродиться, но и вновь стать мировым лидером. Правда, уже без своего создателя.
Роберт Август Бош умер в марте 1942-го, прожив восемь десятилетий. Его отец, мечтавший, что сын станет кюре или аптекарем, мог не жалеть о том, что сын не исполнил его мечту. Потому что Роберт Бош стал не просто уважаемым человеком. Он основал компанию, которая не нуждается в представлении, в рекламе, в рекомендациях. Достаточно просто произнести ее название. Bosch. Robert Bosch. И этим всё сказано.